МБОУ «Гимназия №63 «Академия успеха»
Курск
  • Логопедический пункт

    Кто такой учитель-логопед?

    Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения, а так же играет большую роль в поведении и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Следовательно, можно сделать вывод о том, что среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи.

    «Кто же такой логопед? Специфика работы учителя-логопеда». Так давайте же разберемся с мифами и заблуждениями относительно того, кто на самом деле этот специалист.

    1 миф«Логопед - это тот же врач!». Логопед педагог, мы получаем специальное педагогическое образование, поэтому детки, с которыми мы занимаемся, не пациенты, а ученики! Конечно, бывают логопеды с первым и вторым медицинским образованием, но это не означает, что его имеют все специалисты по развитию речи. Хотя во время учебы мы достаточно подробно изучали детскую невропатологию, знакомы со всеми неврологическими диагнозами и способны расшифровать ваши медицинские карты, заключения невролога и психиатра. Логопед имеет четкие знания о работе головного мозга, строении речевого аппарата, центральной нервной системы и так далее. Не зря говорят о том, что логопед состоит на стыке двух наук – медицины и педагогики. В своей работе нам зачастую приходится работать в контакте с врачами (невролог, психиатр, отоларинголог и другие специалисты) для того, чтоб эффективно оказать помощь ребенку.

    2 миф«Логопед занимается постановкой звуков». Звукопостановка – это наиболее заметная для окружающих часть работы логопеда. Но мы работаем над развитием речи в целом, а это: звуковая сторона речи, фонематическое восприятие, лексика (расширение и активизация словарного запаса, грамматика, просодика (интонация, дикция и прочее). Мы работаем над всеми компонентами речи и работать над отдельными из них гораздо сложнее, чем поставить звук ребенку.

    3 миф: «Логопед «залезает» в рот разными штучками и (зонды и зондозаменители)». В ряде случаев это необходимо, в таком случае логопед проводит свою работу очень деликатно, не вызывая у детей никакого дискомфорта. Но хочется отметить, что в большинстве случаев, звуки мы ставим по подражанию, не прибегая к механической помощи, используя профессиональные «секретики».

    4 миф«Логопед волшебник». Быстрые и качественные результаты всегда зависят не только от специалиста, но и от работы и помощи родителя, и конечно же от самого ребенка! Если не выполнять рекомендаций и домашних заданий, результат от занятий все равно будет, но не так скоро, как вы ожидаете. Тут все, как с обычными тренировками: чем чаще и упорнее, тем ближе к победе. И мотивация ребенка, как вы понимаете, играет ключевую роль!

    В каких случаях необходимо обратиться за помощью к учителю - логопеду в школе?

    1. Если речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает многие звуки, смягчает их .

    2. Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

    3. Ребенок не произносит правильно какие-то звуки. К поступлению в школу у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

    4. Ребенок старше 7-ми лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

    5. Если у ребенка в школе проблемы с письмом или чтением. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.

    Если к Вашему ребенку относится хоть один из перечисленных пунктов, Вам необходимо обратиться за консультацией к учителю-логопеду. Не допустите дальнейшее наслоение школьных проблем на уже существующие.

    Уважаемые родители, помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!

    Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников.

        С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении устной и письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами.

    Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) – самые распространенные формы речевой патологии у младших школьников.

    Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения. Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является

    профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.

    Детям с дисграфией и дислексией, необходима специальная логопедической

    поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами.

     Эти нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить.

    Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного

    овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики.

    Конечно, данную проблему решает логопед, но и без помощи и поддержки родителей, ребёнку будет очень тяжело, поэтому вы, дорогие родители, становитесь первым помощником своему ребёнку.

    Работа включает следующие направления:

    1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.

    Упражнения:

    Лабиринты-лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание,

    безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в

    зависимости от его уровня. 

    Телесные буквы – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела,

    пальцев;

    Обвести букву - по контурному изображению, по точкам;

    Письмо в воздухе-логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.

    2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.

    Упражнения:

    Посчитай до 30

    Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра «Найди все буквы»

    3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов.

    Упражнения: 

    Что за буква? Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.

    Нарисуй букву.

    Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник,

    круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.

    4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать

    звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов,

    словосочетаний, предложений. 

    Упражнения:

    Домик для звука

    Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество

    слогов в слове, составить схему слова по картинке.

    Найди отличия?

    Развитие фонематического анализа

    Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например:

    мишка-мышка. 

    Шифровка

    Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных

    картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.

    Звонкое слово

    Развивает слуховое внимание и произвольную память. Ребенок с логопедом называет

    числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово пять, а из слов карандаш. Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.

    5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.

    Упражнения:

    Назови букву

    Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги.

    Ребёнку предлагается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках вырезные буквы.

    Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.

    Корректурная правка

    Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с

    одной буквы, увеличивая количество букв.

    Пропущенные буквы

    В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-

    подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию

    внимания и уверенность навыка письма.

    6. Развитие речевого дыхания.

    Нормализация правильного речевого дыхания.

    Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной

    системы.

    Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.

    При релаксации использование дыхательных упражнений

    Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.

    7. Развитие силы голоса.

    Нормализация правильного дикционного произношения.

    Развитие всех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.

    8. Развитие артикуляционного аппарата.

    Используются артикуляционные упражнения. Применение массажа и самомассажа.

    9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

    Развитие звукового анализа и синтеза.

    Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

    Упражнения:

    Дополни предложение

    Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько

    символов — предлогов.

    Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из

    своих символов. Например: Книга лежит ... столе.

    Что за слово?

    Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя

    части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: Я

    закрываю книгу.

    Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет

    полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.


    КТО ТАКИЕ ЛЕВШИ?

    «В природе движение идёт справа налево.

    Все светила и их спутники описывают круговые пути

    с востока на запад. У человека правая рука

    развита лучше, нежели левая…

    Завитки раковины, за редким исключением,

    завернуты справа налево.

    И если попадается раковина-левша,

    знатоки ценят её на вес золота.»

    Жюль Верн.

    Кому из нас не приходилось слышать, как родители поучают своих детей: "Переложи карандаш из левой руки в правую", "Держи ложку правой рукой".

    Левша - явление редкое и распространённое одновременно. Всюду, где собираются больше тридцати человек, обязательно есть левша.

    В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.

    Статистика свидетельствует, что количество левшей на земном шаре, по данным разных авторов, составляет от 2 до 8%, 80-81% правшей, а остальные - амбидекстры, то есть те, кто одинаково владеют обеими руками.

    В чем причина феномена леворукости? Достоверно неизвестно и по сей день. Наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что полушария выполняют разные функции, ответственность за разные виды деятельности поделена между ними. Более того, одно из полушарий является доминантным, а другое подчиненным. У правшей левое полушарие является доминантным, у левшей - правое.

    У вас особенный ребенок!

    Доминирование левой руки создает некоторые проблемы в социальной адаптации детей. Ведь все, начиная с бытовых товаров и заканчивая разными сложными устройствами, рассчитано на правшей. С преобладанием левой руки связан ряд проблем и сугубо медицинского характера. Да, у левшей немного чаще, чем у правшей, могут наблюдаться разные аномалии строения и расположения внутренних органов. Об этом должны знать хирурги и терапевты.

    Группу леворуких, несмотря на ее малочисленность, нельзя назвать однородной средой.  Существует  леворукость различного происхождения (генетически закрепленная леворукость, патологическая леворукость, вынужденная леворукость и т.д.). Необходимо учитывать различные причины леворукости, а также дифференцировать сами понятия «леворукость» и «левшество». Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика.

    КАК С ЛЕВШАМИ БЫТЬ?

    К детям с доминирующим правым полушарием надо стараться быть не слишком строгими в силу их повышен­ной чувствительности и эмоциональ­ности. Большинство левшей от приро­ды не очень уверены в себе, поэтому любое замечание может больно ранить их и, как следствие, повлечь школьную неуспеваемость.

    При воспитании и обучении ребенка с доминирующей левой рукой необхо­димо учитывать и ряд других особен­ностей: медлительность (порой даже заторможенность), несинхронность движений, необычную походку и т.д. Только не акцентируйте на этом ни вни­мание самого малыша, ни его сверстни­ков. Если ребенку не удается выполнить какое-то гимнастическое упражнение на уроке физкультуры, не нужно на­сильно заставлять это делать, тем более, в присутствии одноклассников. Будьте терпимее к детям-левшам: не торопите их высказываться и не требуйте быстро­го выполнения того или иного задания.

    Если раньше левшам приходилось приспосабливаться к миру правшей, то в наши дни многое создается специаль­но для леворуких.

    Если говорить о предметах, необхо­димых детям для учебы и развития в це­лом, это левосторонние ножницы; ли­нейки со шкалой, расположенной в другую сторону; левосторонние точил­ки для карандашей; утолщенные либо треугольной формы карандаши, чтобы ребенку было удобно их держать; ка­рандаши с мягкими резиновыми шари­ками, чтобы не скользили пальцы; ручки с моментально засыхающими чернилами, чтобы не размазывать ру­кой написанное; блокноты с листами, склеенными между собой с правой сто­роны, чтобы было удобно писать в них левой рукой; специальные компьютер­ные «мышки»; спорттовары; музыкаль­ные инструменты.

    Таким образом, благодаря людям, делающим жизнь левшей легче и ком­фортнее, леворуким сегодня быть абсо­лютно не сложно. А может, даже наобо­рот. Поэтому не стоит переживать, если ваш малыш родился с активным пра­вым полушарием мозга, и тем более пытаться направить развитие крохи в другое русло. Позвольте ребенку сде­лать самостоятельный осознанный выбор доминирующей руки!

    НУЖНО ЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ ЛЕВШУ?

    Некоторые родители считают своим долгом исправить «ошибку природы» и помочь «несчастному малышу». Понять родителей можно, ведь левше не так уж просто адаптироваться к праворукому миру, но вот правы ли эти родители? К чему это приводит?

    У многих леворуких детей такое насильственное переобучение способствует усилению раздражительности, вспыльчивости, несдержанности; кроме того, ухудшается засыпание, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи во сне ребенок вскакивает, кричит, плачет, зовет маму. В отдельных случаях может появиться заикание. В школе такой ребенок отстает от сверстников в выполнении письменных заданий — пишет медленнее, с пропусками букв и слогов, необычайно коряво и с наклоном влево. Отсутствие успехов приводит к тому, что у школьника — левши пропадает желание учиться, о письме он думает с отвращением, по утрам при мысли о необходимости идти в школу у него снижается настроение.

    Родители и педагоги не учитывают того, что изменять нейрофизиологические межцентральные связи мозга, заложенные самой природой, опасно. Многие переобученные левши всю жизнь дублируют те автоматизированные программы, которые лежат в основе письма — сначала эта программа проигрывается в правом, доминантном полушарии мозга, затем переносится в левое полушарие, координирующее движения правой руки, т. е. необходимый навык осуществляется неэкономно, с излишними затратами.

    К счастью, сегодня педагоги иначе подходят к обучению левшей. В большинстве школ переучивание таких детей не приветствуется. К ребенку стараются применять особую методику, при этом, не привлекая вни­мания к его леворукости одноклассни­ков, как было раньше. Так, например, левшу сажают с левой стороны парты, чтобы при письме или рисовании он не мешал локтем своему соседу - правше. А тот, соответственно, ему.

    Ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

    От нашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи наших детей.

    Рекомендации родителям: готовим к школе ребенка-левшу

    Согласно статистике на школьный класс приходится один-два леворуких ребенка. И, несмотря на то, что левая рука такого малыша действует ничуть не хуже, чем правая у его одноклассников, а иногда и лучше, ребенок может испытывать дискомфорт. И дискомфорт этот связан не только с тем, что он чем-то отличается от сверстников, что само по себе весьма болезненно переживается в этом возрасте, но и с тем, что тетрадь у такого школьника будет лежать не как у всех остальных детей, он будет иначе держать ручку. Поэтому у ребенка могут возникнуть дополнительные сложности в обучении письму.

    Но, как правило, проблемы психологического плана, связанные с леворукостью у ребенка возникают по вине значимых взрослых – родителей, родственников, воспитателей, учителей. В ваших силах сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя в чем-то «неправильным». Не заостряйте внимания на этой особенности ребенка и не позволяйте делать это другим. Не сравнивайте своего ребенка с праворукими одноклассниками, ориентируясь именно на этот аспект.

    Расскажите ребенку о великих ученых, художниках, спортсменах, артистах левшах. Благо леворуких гениев предостаточно: Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Джуди Гарланд, Джордж Бернс, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Пол Маккартни, Ринго Старр, Юлий Цезарь, Мерилин Монро, Владимир Путин, Том Круз, Рафаель Надаль, Елена Исинбаева – лишь немногие из них. И, конечно, малышам-левшам будет очень интересно послушать про искусника Левшу, о котором миру поведал Лесков (тоже кстати левша).

    Особенности организации познавательной сферы ребенка-левши могут выразиться  следующим образом:

    1. дети плохо справляются с рисованием геометрических изображений, их последовательностей, с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

    2. дети часто искажают форму и пропорции фигур при их графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; смешение при письме близких по конфигурации букв (т-п, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за) и т.п.

    3. Для леворуких детей характерна особая стратегия обработки материала, «раскладывание по полочкам» и на основании такого анализа строится целостный образ предмета. Отсюда возникает медлительность.

    4. Проблемы внимания, трудности в переключении.

    Не стоит пугаться такого значительного перечня возможных сложностей. У каждого ребенка  свой набор сложностей, и праворукие дети от них, к сожалению тоже не застрахованы. Надеюсь, что ни одна из перечисленных проблем не возникнет у вашего ребенка, но подстраховаться не помешает.

    Кроме того, одна из наиболее важных особенностей леворуких детей – повышенная эмоциональность, тревожность, обидчивость. Часто им характерны повышенная утомляемость в следствие специфики работы полушарий головного мозга.

     Зная о возможных сложностях, стоит попытаться свести к минимуму риск их появления. Поэтому подготовку к школе стоит начать заранее. Педагоги и психологи разработали множество упражнений и игр, которые помогут леворукому ребенку лучше подготовиться к освоению письма.

    Опытные педагоги советуют родителям детей, предпочитающих пользоваться левой рукой для письма и рисования, не спешить обучать дошкольника письму. Леворукому ученику будет гораздо сложнее учиться писать буквы в соответствии с требованиями, если он уже обучен письму не совсем правильно. Если ребенок изъявляет желание научиться писать, обучайте его письму печатными буквами. Обучение прописным буквам лучше предоставить профессионалу, ведь переучить гораздо сложнее, чем научить.

    Самое главное перед началом занятий создать для своего ребенка мотивацию.  Изготавливайте картинки для украшения дома, открытки для близких и друзей, украшения для маминого и папиного рабочего стола.

    Предложите «поиграть», причем, чем более заинтересованным вы будете, тем больше с большим интересом в занятия включится ваш ребенок. Делайте все  упражнения вместе, включите элемент соревновательности.

    • Играйте в «кто быстрее?», «кто больше?», «кто точнее?», «кто аккуратнее?».

    • Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафареты. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук малыша, но и на профилактику ошибок в написании.

    • Очень хороших результатов помогает добиться штрихование.

    Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, сделанные мамой рисунки, картинки в книжках-расскрасках, мультяшных героев, распечатанных родителями.

    Причем для штриховки можно использовать карандаши, фломастеры, краски и даже пальчики ребенка, предварительно обмакнув в пальчиковые краски. Важно помнить, что для детей, готовящихся к школе, наклон штрихов должен быть направо. Это поможет сформировать правильный наклон букв при письме.


     

    • Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Наиболее распространенная сложность деток-левшей – поворот букв на 180 градусов. Буквы Р, Ь, Я, З и цифры часто оказываются повернуты не в ту сторону.

    Избежать подобных ошибок помогут занятия с ребенком направленные на поиск неправильно написанных букв. Вы можете сами изготовить «материал для занятий», написав среди «правильных» букв неправильные или сделать на компьютере «тренировочный» лист с ошибочно написанными буквами и цифрами.

    Предложите ребенку самостоятельно дорисовать отсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.

    Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из «сложных» букв, тогда их  ребенок запомнит гораздо быстрее. Например, Буква Ч похожа на чайник с носиком. Самостоятельно придуманные ассоциации помогут избежать ошибок в написании букв.

    Можно предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток.

    • Очень хорошее упражнение  - обводить предметы по контуру. Дети очень любят логические игрушки, которые приводят в детских журналах с заданиями типа «Помоги героям разобраться, где, чья рыбка»; где «спутанные» художником лески рыболовов соединяют их удочки и крючки с пойманной рыбкой. Такие «поиски» с помощью карандаша принесут ребенку не только пользу, но и удовольствие.

    • Еще один вид упражнений, который направлен  не только подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти дошкольника, это срисовывание.

    Ребенок, как правило, с удовольствием занимается срисовыванием. Задача родителей лишь подготовить образец, с которого ребенку предстоит срисовывать (использовать наборы букв и цифр, а так же несложные тексты для тех детей, которые уже научились читать).

    Вы можете усложнить задание, показывая ребенку рисунок (текст) лишь на 1 минуту, а дальше, давая время на воспроизведение.

    • Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации. Так же упражнения и специально организованные занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны.

    • Для того, чтобы ребенку было легче освоить навык чтения, родителям желательно при обучении обозначать или помечать букву, с которой начинается слово или предложение, поскольку дети-левши часто начинают читать слово или фразу с конца.

    ЖЕЛАЕМ УДАЧИ! И ПОМНИТЕ! ЛЕВША-ЭТО НЕ ПРОБЛЕМА!


     


     

    Обогащение словарного запаса у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

    Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. Эта задача стоит и перед учителем, и перед родителем и, конечно, перед логопедом. Только в тесном сотрудничестве можно её решить.

    На первый взгляд может показаться, что в объёме словарного запаса у школьника нет прямой связи ни с наличием у него дисграфии, ни с грамотностью его письма. Однако это заблуждение. Именно из-за бедности словарного запаса и неточности понимания значения многих слов учащиеся общеобразовательных школ нередко оказываются не в состоянии овладеть грамотным письмом.

    Все правила грамматики ориентированы на правильность написания слов и правильность согласования их друг с другом. Без наличия определенного словарного запаса эти правила будет не к чему применять. Для практического применения большинства правил грамматики необходимо уметь правильно подбирать проверочные слова из числа “ родственных” слов, то есть слов с тем же самым корнем. Например, чтобы узнать, какую гласную (О или А), находящуюся в безударном положении, следует писать в слове ДОМАШНЯЯ, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором гласная оказалась бы под ударением. Такими бы словами могут служить – ДОМ, ДОМИК, БЕЗДОМНЫЙ, но никак не ДАМА или глагол в повелительном наклонении ДАМ, что нередко подбирают школьники.

    У ребенка должно быть сформировано умение быстро и правильно подбирать однокоренные слова, связанные друг с другом по смыслу. Он должен достаточно быстро создавать целые цепочки таких слов.

    Работа должна вестись и по обобщающим понятиям. Ребенок должен не только знать названия обобщающих понятий , но и уметь назвать породы деревьев, предметов одежды, видовых значений овощей и фруктов, видов животных. У детей не систематизирован словарный запас, который не позволяет им быстро и правильно ориентироваться в нем.

    Работа над словообразованием является одним из важнейших источников обогащения словарного запаса детей и одним из наиболее понятных способов овладения смысловым значением слов. Об устранении предпосылок аграмматической дисграфии у детей можно говорить лишь тогда, когда к концу дошкольного возраста в их устной речи не останется аграмматизмов.

    При проведении логопедической работы по развитию лексики у детей необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у учащихся с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

    • Расширение объема словаря параллельно с расширением представлением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

    • Уточнение значения слов;

    • Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентах;

    • Организация семантических полей, лексической системы;

    • Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова из пассивного в активный словарь.

    Важное место в работе по развитию словаря отводится закреплению связи значения слова с его слуховым и произносительным образом, а также звуковому анализу слов.

    Последовательность логопедической работы по обогащению словаря учитывает программу по русскому языку, частотный словарь детей младшего школьного возраста, а также выявление особенностей словаря у школьников с речевыми патологиями.

    Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

    В логопедической работе по расширению номинативного словаря особое внимание уделяется усвоению обобщающих понятий, а также словам, которые вызвали наибольшие трудности у детей.

    На начальном этапе проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с частотными существительными, входящими в данное обобщающее понятие. На следующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.

    Расширение объема словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам. На начальном этапе работы закрепляется связь имеющихся у детей частотных слов-прилагательных с их значениями.

    В дальнейшем осуществляется обогащение словаря по тематическим группам.

    Обогащение глагольного словаря проводится в следующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения. В процессе работы над прилагательными и глаголами большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.

    Работа над новым словом включает следующие этапы:

    1) уточнение связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом. На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий);

    2) уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова;

    3) выделение семантических признаков данного слова;

    4) введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей внутри семантического поля;

    5) закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении), закрепление синтагматических связей данного слова.

    Логопедическая работа включает словообразование существительных, прилагательных и глаголов. Формирование словообразования осуществляется последовательно в три этапа:

    I этап- закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей:

    II этап- работа над словообразованием менее продуктивных моделей;

    III этап- уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.

    При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

    • Сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом: уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию;

    • Сравнение родственных слов (мотивирующего и производного): определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

    На занятии (учитель-логопед) и в повседневной жизни (воспитатель ГПД, родитель) можно использовать следующие задания и игровые упражнения.

    Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных.

    Игра “Назови ласково”- используется мелкий конструктор типа “Лего”.

    Логопед предлагает построить городок для персонажей из конструктора. Так как фигурки мелкие, поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети используют уменьшительно-ласкательные формы существительных (домик, машинка, человечек, столик и др.)

    Игра “Кто чьи дети?”

    Ребенку дается карточка с написанными разными животными и птицами. Ученик должен написать напротив каждого предлагаемого животного - его детеныша. Задание начинается с простого, известного животного, а затем более редкого.

    У утки -

    У медведя -

    У кошки -

    У орла -

    У собаки -

    У верблюда –

    У курицы -

    У вороны -

    У льва -

    У белки –

    У оленя -

    У барсука -

    У ежа -

    У тетерева -

    У змеи -

    У снегиря -

    У осла -

    У бурундука -

    У черепахи -

    У кенгуру -

    Изменить слово по аналогии

    Баран – баранина,

    Жемчуг - …,

    Свинья -…,

    Картофель -…,

    Теленок -…,

    Горох -…,

    Песок- песчинка,

    Чай -…,

    Дождь-…,

    Пыль -…,

    Пух -…,

    Вишня -...

    Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов.

    Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

    Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

    Мыла - вымыла

    Вешает – повесила

    Умывается – умылся

    Стирает – постирала

    Рисует – рисовал

    Ловит – поймала

    Убирает – убирала

    Красит – покрасила

    Догоняет - догоняла

    Строит - построил

    Игра “Чем отличаются слова?”

    Логопед просит детей показать на картинках, кто …

    Умывает – умывается

    Обувает – обувается

    Прячет – прячется

    Качает – качается

    Одевает - одевается

    Причесывает – причесывается

    Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, качается, одевается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

    Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится на конце этих слов? (-ся).

    С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

    Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных.

    Игра “Чьи хвосты?”

    Логопед рассказывает сказку “Хвосты”.

    Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно назвать и отвечать на вопрос “Чей это хвост?” Например, хвост зайца надо назвать “заячий хвост”.

    Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистый хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке – тоненький, маленький хвост мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

    А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

    Хвост собаки – собачий,

    Хвост кошки – кошачий,

    Хвост коровы – коровий,

    Хвост лошади – лошадиный,

    Хвост быка – бычий,

    Хвост козы – козий,

    Хвост барана – бараний,

    Хвост овцы – овечий.

    Сравнить предметы и закончить предложения.

    Апельсин большой, а арбуз еще больше.

    Клубника маленькая, а смородина еще …

    Дыня сладкая, а арбуз еще …

    Персик мягкий, а вишня еще …

    Яблоко твердое, а айва еще …

    Груша вкусная, а ананас еще …

    Дерево высокое, а башня еще …

    Куст низкий, а трава еще …

    Работа над родственными словами.

    Работа над родственными словами способствует уточнению знаний слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

    Найди лишнее слово”

    Горе, горный, горе;

    Боль, большой, больница;

    Водить, вода, водный;

    Лес. лесник, лестница;

    Море, морщины, морской;

    Беседа, беседка, соседка.

    Придумай одно слово вместо двух.

    Снег чистит – (снегоочиститель);

    Канавы копает –(канавокопатель);

    Трубы укладывает – (трубоукладчик);

    Возит с помощью электричества – (электровоз);

    Сама ходит – (самоходка);

    Землю роет – (землеройка).

    Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

    Игра “Что в магазине?” (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

    У взрослого один предмет, у ребенка (“на прилавке”) – несколько предметов.

    Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

    Ребенок: В магазине – яблоки.

    Логопед: У меня огурец, а в магазине?

    Ребенок: В магазине – огурцы. И т.д.

    Варианты игры:

    Логопед: У меня одно яблоко, а в магазине много …?

    Ребенок: А в магазине много яблок.

    Игра “Что без чего?” (закрепление формы родительного падежа существительных по теме “Мебель, посуда, транспорт, одежда”).

    На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

    Логопед задает вопрос: “Что без чего?”

    Стул без ножки

    Машина без колес

    Стул без спинки

    Шуба без воротника

    Кастрюля без ручки

    Чайник без носика

    Платье без рукавов

    Расческа без зубчиков

    Кофта без пуговиц

    Грузовик без фары

    Ботинки без шнурков

    Игра “Кому что дадим?” (закрепление формы дательного падежа существительных по теме “Домашние и дикие животные”).

    На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (сено, яблоки, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.)

    На столе игрушечные животные (корова, лошадь, еж, кошка, собака, свинья, белка и др.).

    В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос “Кому что дадим?”

    Игра “Кто кем управляет?” (закрепление формы творительного падежа существительных по теме “Транспорт”).

    На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задает вопрос: “Кто управляет автобусом, самолетом …?”. Дети должны ответить полным предложением.

    Автобусом управляет водитель.

    Грузовиком управляет шофер.

    Поездом управляет машинист.

    Вертолетом управляет вертолетчик.

    Ответы на вопрос “Чем можно?” (закрепление формы творительного падежа).

    Работа проводится с использованием картинок.

    Рубить – топором,

    Резать – ножом, ножницами,

    Умываться – водой,

    Игра “Где что растет?” (закрепление формы предложного падежа).

    На доске слева – картинки с изображением огорода, сада, луга, поля, болота; справа – картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

    Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

    Дети: Овощи растут на огороде.

    Картинка овощей располагается около изображения огорода и т.д.

    Аналогичным образом проводится игра “Что где покупают?”, “Где что хранится?”

    Игра с мячом “Добавь слова” (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади).

    Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

    Стол стоит …

    Полочка с книгами висит …

    Мишка сидит …

    Игра в неделю” (закрепление предложно-падежных конструкций).

    В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает “им” одного из дней недели. Логопед предлагает встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: “Вторник, скажи кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, скажи кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?”

    Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года, в месяцы.

    Игра “Умная стрелка” (закрепление согласования глагола и существительного в числе).

    Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия.

    Логопед называет действие (рисует, играют, строят, умывается и т.д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают по ней предложение. (Дети строят башню. Девочка причесывается расческой. И т.д.)

    Игра “Мой, моя, мое, мои” (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).

    Логопед: Назовите предметы, про которые можно сказать “Это мой” (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом и т.д.); “это моя” (моя кукла, моя груша, моя шапка, моя машинка); “это мое” (мое платье, мое пальто, мое дерево).

    Игра “Найди ошибку”

    Логопед предлагает детям послушать предложение и определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно, то исправить ошибку.

    Шел дождь, потому что я взяла зонтик.

    Цветы не поливали, потому что они засохли.

    Солнышко прячется, потому что ночью темно.

    У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.


     

    Упражнения для развития концентрации — для детей,

    которые «витают в облаках» и «мечтают» на уроках.

    По статистике, у 30% детей в классе могут быть проблемы с развитием внимания. Им становится скучно, они отвлекаются, не могут работать по инструкции и мешают одноклассникам. С каждым годом таких днтей становится все больше и больше. Причин недоразвитого внимания несколько.

    -Генетическая предрасположенность. Родители считают, что частый пропуск букв или их замена происходит по невнимательности. Но на самом деле эти ошибки относятся к дислексии и дисграфии, которые появляются еще при рождении.

    -Мало физической активности и прогулок на свежем воздухе. Дети стали меньше двигаться: в садик на машине, в школу на машине. Внимание развивается не само по себе, а в совокупности со многими навыками физической активности. Иногда, наоборот, большие физические и умственные нагрузки в течение длительного времени ведут к рассеянности и невнимательности.

    -Использование гаджетов. У детей происходит формирование клипового мышления: удобнее посмотреть и принять информацию, чем читать, искать и анализировать прочитанное. Этот вопрос касается не только детей, но и учителей. В школе тоже стали чаще использовать проекторы. Например, раньше показывали вживую три состояния воды. Воду можно было пощупать, посмотреть на нее, попробовать на вкус. А сейчас можно посмотреть на видео.

    -Недостаток сна. Усталость тоже ведет к невнимательности. Ребенку следует ложиться спать до 22:00 и спать не меньше 9 часов.

    -Раннее обучение. Последние исследования нейрофизиологов убедительно доказывают, что несвоевременное раннее обучение может затормозить развитие, помешать ребенку нормально учиться. Родители часто радуются быстрому развитию детей. Моя дочь, например, пошла в 8 месяцев. Но она пропустила ползание, а вместе с этим и важные этапы формирования других отделов головного мозга. И это потом тоже повлияло на учебу.

    -Ограниченное общение родителей и детей. Родители стали чаще сидеть в телефонах и меньше общаться с детьми. А ведь важно показывать на своем примере, как вы проявляете интерес к окружающему миру. Это отражается и на детях тоже.

    Развитием когнитивной базы — внимания, памяти, мышления, речи, пространственного восприятия — занимается нейропедагогика. Это наука, которая в работе с детьми использует знания когнитивной неврологии, психофизиологии, нейропсихологии, данные о мозговой организации процессов овладения различными видами учебного материала. Несмотря на то, что наука о строении мозга звучит достаточно сложно, улучшать интеллектуальные навыки легко, особенно у детей. Ниже приведены  примеры нескольких упражнений, которые могут помочь.

    Главное в них — повторять их регулярно и тогда вы увидите результат.

    Переход ребенка к школьному обучению – довольно сложный процесс. В этот момент перестраиваются память, мышление, внимание. Недостаточно развитое внимание у школьников сегодня считается настоящей проблемой и вызывает беспокойство со стороны родителей и учителей.

    Внимание играет важную роль в процессе обучения. Внимание – сосредоточенность сознания субъекта на определенном объекте. Именно благодаря ему, дети могут усваивать нужную информацию, отсеивая второстепенную. Младшие школьники еще не научились концентрировать внимание на определенном объекте длительное время. Поэтому отвлеченность, невнимательность, небольшой объем внимания и отсутствие способности распределить его между другими предметами – типичная возрастная особенность младших школьников. Это может стать причиной рассеянности, забывчивости, неуспеваемости в школе. Сам школьник страдает из-за своей невнимательности, так как ему сложно воспринять информацию и усвоить ее, виной тому неумение концентрироваться. Ответственность за развитие внимания у ребенка ложится на плечи не только педагогов, но и родителей.

    Внимание бывает следующих типов:

    • непроизвольное (появляется стихийно, без усилий);

    • произвольное (осознанная сосредоточенность на объекте, требующая волевых усилий);

    • послепроизвольное (целенаправленная сосредоточенность на объекте без особых волевых усилий).

    Как эффективно развивать внимание у младших школьников?

    У младших школьников преимущественно развито непроизвольное внимание, поэтому им свойственно часто отвлекаться. При этом устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Для детей в возрасте 7-8 лет характерно удерживание произвольного внимания не больше 15 минут. Ученики первых и вторых классов еще не имеют способностей надолго концентрироваться на работе, особенно если она монотонная и не вызывает у них никакого интереса, поэтому дети легко отвлекаются.

    Дети младшего школьного возраста должны уметь сосредоточиться на учебном задании, сохранять на нем концентрированное внимание в течение длительного времени, быстро и гибко переключаться с одного задания на другое.

    Внимание можно классифицировать по следующим параметрам:

    • объем (концентрация сразу на нескольких предметах и удержание их в уме);

    • устойчивость (удержание информации о предмете в течение длительного периода);

    • концентрация (удержание информации о предмете в кратковременной памяти);

    • избирательность (концентрация внимания на нужном объекте);

    • распределение (выполнение нескольких действий одновременно, без ошибок);

    • переключаемость (переключение внимания с одного предмета на другой);

    • произвольность (концентрация внимания по требованию).

    Свойства внимания начинают развиваться у детей на протяжении дошкольного возраста. Но с походом в школу, на этом развитие не закачивается, а наоборот – требует еще большей постоянной систематической тренировки. Родителям следует тщательно следить за развитием всех вышеперечисленных свойств внимания, так как нарушение каждого из них ведет к нарушению деятельности и поведения ребенка.

    В данной статье подобраны для детей упражнения для концентрации внимания и его основных свойств.

    Эффективные упражнения на развитие внимания для детей младшего школьного возраста

    Специальные упражнения развития внимания для домашних занятий позволят интенсивно развить внимание и внимательность у детей младшего школьного возраста. Для эффективности методики важно соблюдать некоторые правила:

    • выполнять упражнения регулярно;

    • уделять занятиям не более 15-20 минут;

    • придерживаться последовательности в нагрузке (от простого задания к более сложному).

    Здесь подобраны специальные упражнения, которые помогут младшему школьнику в дальнейшем стать более сконцентрированным, усидчивым, внимательным.

    Упражнение №1. Тренировка распределения и избирательности внимания.

    Среди предлагаемого набора букв вставлены слова. Предложите ребенку найти их и подчеркнуть. Например (слова в тексте выделены жирным курсивом):

    зкморознклкран

    прлкругжрваюрцапляш

    уворчашкартнщлукцкпр

    оутюгшпрнклимонфыву

    Упражнение №2. Развитие зрительной памяти и внимания.

    Попросите ребенка мысленно представить и в деталях описать школьный двор, дорогу домой, учебный класс – это то, что он видит каждый день. Упражнение покажет, насколько ребенок наблюдателен.

    Упражнение №3. На концентрацию и устойчивость внимания.

    Младшему школьнику нужно без ошибок переписать следующие строки, соблюдая последовательность и размер букв:

    ИРПННЖмЕНЧ

    ШОНнГемсЗЗШ

    УЭОПНГаЕКУИОДЫ

    МЛШЕцУКЫОШЖЙЪЯЕ

    Упражнение №4 поможет выработать умение выполнять сразу несколько действий.

    Прочтите вслух несколько предложений из книги. Во время чтения негромко постукивайте карандашом или ручкой по столу. Перед ребенком стоит задача одновременно слушать текст, и считать количество ударов по столу.

    Упражнение №5. Всем знакомая с детства игра «Съедобное-несъедобное»

    отличный метод тренировки умения переключать внимание. Бросайте ребенку мячик и называйте произвольно предметы (съедобные или несъедобные). Ловить мячик он должен только тогда, когда услышит от вас съедобный предмет.

    Упражнение №6.  На развитие концентрации внимания.

    Предварительно подготовьте несколько картинок, закрасив их лишь наполовину. Предложите малышу закрасить остальную часть картинки в точности, как закрашена первая. Далее задание можно усложнить, нарисовав изначально только половину картинки или фигурки (бабочка, слоник, птичка). Дайте ребенку дорисовать, а затем закрасить картинку.

    Упражнение №7 «Угадай слово».

    В спутанных слогах ребенку предстоит понять, какое знакомое слово они скрывают. Например, маркан (карман), ловк (волк), потком (компот). Это упражнение отлично развивает концентрацию и распределение внимания.

    Упражнение №8 «Запомни и нарисуй».

    Покажите ребенку карточки с интересными изображениями или символами. На рассмотрение картинок выделите 1-2 минуты. Далее, вооружившись карандашом и альбомным листом, ребенку нужно нарисовать все, что он запомнил. Изображения на карточках могут быть различной тематики:

    • животный мир (птицы, рыбы, насекомые, домашние питомцы);

    • растительный мир (деревья, цветы, растения);

    • бытовые предметы (мебель, посуда, бытовые приборы);

    • символы (геометрические фигуры, знаки, числа, буквы).

    Упражнение тренирует такие свойства внимания, как объем, концентрация, произвольность.

    Упражнение №9. «Подчеркивание букв».

    Ребенку дается небольшой фрагмент текста, в котором ему необходимо найти и подчеркнуть определенную букву (например, подчеркнуть в словах все буквы «и»). Выполнив задание, подсчитайте количество подчеркнутых и не подчеркнутых букв, чтобы определить уровень внимательности ребенка. Далее размер текста можно постепенно увеличивать.

    Упражнение №10. «Спутанные цвета».

    Ребенку дается карточка, где есть названия цветов. Но они написаны другим цветом. Например, слово «красный» написан зеленым фломастером, «коричневый» – желтым. Задача школьника – назвать цвета, которыми написаны слова, для этого важно сосредоточить внимание на цвете фломастера, а не на самом слове.

    Упражнение №11 на развитие памяти и внимания. Разложите на столе небольшое количество совершенно несвязанных между собой предметов. Это может быть монетка, ластик, конфета, скрепка, маленькая игрушка. Посмотрев на предметы 3-5 секунд, ребенок должен отвернуться и назвать их. Со временем, можно усложнять задание, добавляя количество предметов на столе.

    Упражнение №12 «Предметы вокруг». Попросите ребенка в течение 15-20 секунд назвать предметы по определенному признаку, которые он видит вокруг себя. Например, все предметы черного цвета, или квадратной формы.

    Упражнение № 13 «Слова наоборот».

    Ребенку нужно прочесть следующие слова:

    Дождь тимуш

    Собака теал

    Каша  теарогдоп

    Песчаный гереб

    Поют икчитп

    Жук йиксйам

    Упражнение № 14. Тест на внимание по таблице Шульте.

    Применяется для школьников младшего возраста, которые хорошо знают числа. Расставьте числа от 1 до 10 или больше (в зависимости от того, каким счетом владеет ребенок) в произвольной форме как на примере ниже.

    11 18 10 3

    20 5 17 9

    7 19 2 13

    6 12 1 15

    4 14 8 16

    Задача ребенка – отыскать и назвать числа в таблице по порядку. На выполнение задания должно уходить не более 1,5 минут.

    Упражнение № 15. «Обратный отсчет».

    Тренироваться можно по пути в школу, магазин, прогуливаясь по парку. Попросите ребенка в обратном порядке сосчитать от 20 до 0.

    «Путь для мухи»

    Ваша задача — диктовать ребёнку траекторию передвижения мухи. Например, так: «Муха полетела вверх, вправо, вниз, вниз, вправо (если ребёнок внимательно следит за полётом мухи, то в этот момент он должен хлопнуть), вниз». Если ему сложно уследить за мухой только глазами, на первом этапе можно предложить ему проводить по движениям мухи пальцем. Если ребёнок хлопнул в нужный момент, то муха рисуется в мешке. Если он не успел или, наоборот, сделал раньше, то муха рисуется в окошке.

    «Найди собачку»

    Задача ребёнка — за 1 минуту найти и вычеркнуть в таблице как можно больше заданных значков разными способами. Например, кошек зачеркнуть, а собачки обвести в кружочек. Вы также можете выбрать любые другие значки и придумать к ним интересные истории. Например, помочь собаке собрать всех своих друзей. Вначале можно не делать акцент на последовательности поисков значков. Если ребёнку трудно распределять внимание сразу между двумя символами, то начните с одного. Например, сначала зачеркнуть всех собак, потом обвести в кружочек белок.

    «Числа по порядку»

    Задача игроков — быстрее всех находить и показывать числа по порядку от 1 до 20. Тот игрок, который показал число раньше, получает очко. В конце игры подсчитывайте очки и определяйте победителя.


     

    Польза упражнений.

    Помните, с какой целью проводятся занятия, проявляйте терпение и доброжелательность по отношению к ребенку. Упражнения проводятся в игровой форме в дружелюбной атмосфере. Не зацикливайтесь долго на одном задании, иначе ребенок быстро потеряет интерес к упражнениям. Если ребенок терпит неудачу, не ругайте его, а наоборот, мотивируйте для лучших результатов.

    Регулярные упражнения с детьми помогут им справиться с рассеянностью, невнимательностью и положительно повлияют на их интеллектуальное развитие в целом.


     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике